Бог един по Существу и троичен в
Лицах. Догмат Троичности — основной догмат христианства. На нем
непосредственно основывается ряд великих догматов Церкви и, преж-де всего,
догмат нашего искупления. Вследствие такой своей особенной важности, учение о
Пресвятой Троице составляет содержание всех символов веры, какие употреблялись
и употребляются в Православной Церкви, равно как и всех частных исповеданий
веры, написанных по разным случаям пастырями Церкви.
Будучи важнейшим, из всех
христианских догматов, догмат о Пресвятой Троице есть вместе и самый трудный
для его усвоения ограниченной человеческой мыслью. Вот отче-го ни о какой иной
христианской истине, борьба не была столь напряженной в истории древней Церкви,
как об этом догмате и об истинах, непосредственно с ним связанных.
Догмат Святой Троицы заключает в
себе две основные истины:
А. Бог есть един по Существу, но
Троичен в Лицах, или иными словами: Бог — Три-единый, Триипостасный, Троица
Единосущная.
Б. Ипостаси имеют личные, или
ипостасные свойства: Отец не рожден. Сын рожден от Отца. Дух Святой исходит от
Отца.
Мы поклоняемся Пресвятой Троице
единым нераздельным поклонением. У Отцов Церкви и в богослужении Троица
именуется часто единицей в Троице, единицей Трии-постасной. В большинстве
случаев молитвы, обращенные к поклоняемому одному Лицу Святой Троицы,
заканчиваются славословием всем трем Лицам (напр., в молитве Господу Иисусу
Христу: Яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом во
веки, аминь.)
Церковь, обращаясь молитвенно к
Пресвятой Троице, призывает Ее в единственном, а не во множественном числе,
напр.: Яко Тя (а не Вас) хвалят все силы небесные, и Тебе (а не Вам) славу
воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Христианская Церковь, сознавая
таинственность этого догмата, видит в нем великое откровение, возвышающее веру
христианскую неизмеримо над всяким исповеданием простого единобожия, какое
встречается и в иных религиях, нехристианских. Догмат —три Ипостаси — указывает
на полноту таинственной внутренней жизни в Боге, ибо Бог есть любовь, и любовь
Божия не может только простираться на сотворенный Богом мир: она в Святой
Троице обращена и внутрь Божественной жизни. Еще яснее для нас догмат три
ипостаси указывает на близость Божию к миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в
нас и во всем творении. Над нами — Бог Отец, Источник приснотекущий, по
выражению молитвы церковной, Основа всякого бытия, Отец щедрот, любящий нас и
пекущийся о нас, творении Его, мы — дети Его по благодати. С нами — Бог Сын,
рождение Его, ради любви Божественной явивший Себя людям Человеком, чтобы мы
знали и своими глазами увидели, что Бог с нами, преискренне, т. е.
совершеннейшим образом “приобщившийся нам” (Евр. 2:14). В нас и во всем
творении — Своею силою и благодатью — Дух Святой, Иже вся исполняй, жизни
Податель, Животворящий, Утешитель, Сокровище и Источник благ. Три Божественных
Лица, имеющие превечное и предвечное бытие, явлены миру с пришествием и
воплощением Сына Божия, будучи “едина Сила, едино Существо, едино Божество”
(стихира в день Пятидесятницы).
Так как Бог по самому Существу
Своему есть весь сознание и мысль и самосознание, то и каждое из этих
тройственных вечных проявлений Себя Богом Единым имеет самосознание, и потому
каждое — есть Лицо, и Лица не суть просто формы, или единичные явления, или
свойства, или действия; Три Лица содержатся в самом Единстве Существа Божия.
Таким образом, когда в христианском учении говорим о Триединстве Божием, то
говорим о таинственной, в глубине Божества сокрытой внутренней жизни Божией,
явленной — приоткрытой миру во времени, в Новом Завете, ниспосланием от Отца в
мир Сына Божия и действием чудотворящей, жизнеподательной, спасающей силы
Утешителя-Духа Святого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий